Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 3 декабря 2015 г.

Оригинал взят у в У истоков мысли. "Ницшеанство" Горького. Часть 1

Ницше и Горький
  Многие исследователи творческого наследия Горького отмечают в своих статьях и монографиях, что воздействие немецкого философа Фридриха Ницше на взгляды «раннего» Горького было довольно сильным и повлияло даже на богостроительство Горького. Другие же, наоборот, стараются не замечать такого воздействия или же существенно занижают степень оного. Споры на данную тему говорят о «дыме», которого без огня не бывает. Что же является в биографии Горькой той самой дымкой, наличие которой не даёт покоя исследователям?
Доподлинно известно, что Горький действительно увлекался творчеством немецкого философа на рубеже XIX- XX веков. Для начала предлагаю рассмотреть несколько фактов, которые являются периферией, но при этом ни в коей мере не лишают нас возможности глубже понять процессы, происходящие в ядре. Итак, несколько интересных фактов, косвенно подтверждающих как минимум наличие у Горького интереса к Ницше, как к личности и философу:
1. Павел Басинский в своей книге о Горьком приводит интересный факт - писатель в период жизни в Нижнем Новгороде постоянно носил с собой портрет Ницше, что уже говорит о непраздном интересе. 2. Самая, пожалуй, противоречивая работа (особо популярная в перестроечное время) Горького - исторической личности, Горького – политической личности,– «Несвоевременные мысли». Название горьковского цикла статей адресует к одному из первых трудов Фридриха Ницше - «Несвоевременным размышлениям». 3. Рассказ Горького «О вреде философии» раскрывает биографические детали жизни писателя в период 1889-1890 гг., когда он познакомился с семинаристом Николаем Васильевым, "химиком по профессии и философом по призванию". По воспоминаниям жены Васильева - Николай увлек Горького древней и новейшей философией. В частности, она упоминает, что Васильев попросил ее сделать специально для Горького перевод с немецкого книги Ницше "Так говорил Заратустра". Напомню, что первый официальный русский перевод известнейшей книги Ницше вышел только 1898 году.
Более того, тот же Басинский, разбирая архивы нижегородского знакомого Горького - Николая Васильева утверждает, что Николай делил произведения Горького на две категории. Первая – произведения, где Горький проповедует относящуюся к «старому инвентарю», т.е. к «гуманитарной морали, морали гуманитарно-демократической, как говорит Ницше». Вторая категория – «мораль иного сорта, по которой человек оценивается не по его поступкам или мотивам их, а по его внутренней ценности, красоте, силе, благородству и проч.». 4. Однако самый, на мой взгляд, интересный момент описан у К.М. Азадовского в  работе «Русские в «Архиве Ницше»». Азадовский приводит факт, что в 1906 году Горький, будучи в Европе по партийному поручению, получил письмо с приглашением от родной сестры Ницше – Элизабет Фёрстер-Ницше (Ницше умер в 1900 году) следующего содержания:
«Глубокоуважаемый господин, от г-на ван де Вельде и графа Кеслера я узнала, что Вы любите и чтите моего дорогого брата и хотели побывать в том месте, что стало для него последним пристанищем. Поэтому искренне приглашаю Вас и Вашу супругу посетить “Архив Ницше” и хочу сказать, что искренне радуюсь знакомству с Вами — мои друзья говорили мне о Вас с восторгом. На ближайшие дни я уеду из Веймара, но уже в субботу, 17 марта, вернусь обратно». На другой день после своего возвращения Э. Фёрстер-Ницше получает ответ М. Горького, написанный по-немецки М. Ф. Андреевой, но авторизованный (т. е. подписанный) им по-русски: «Высокочтимая госпожа! Не может быть на свете мыслящего человека — или он не художник, — если он не умеет любить и чтить Вашего брата. Я был бы чрезвычайно рад, милостивая государыня, посетить Ваш дом, но это для меня никак невозможно, поскольку я должен — по серьезной причине — отправиться в дальний путь — в Америку. Хочу надеяться, что однажды, когда я вернусь, Вы позволите мне навестить Вас. Моя жена от души благодарит Вас за любезное приглашение и низко Вам кланяется, я же — целую дорогую для меня руку сестры Ницше. М. Горький 17 марта 1906 года». Итак, для начала остановимся на том факте, что для Горького не стоял вопрос о ценности для него философских изысканий Фридриха Ницше. Такой вывод можно сделать из периферийных фактов, приведенных выше. Повлияла ли философия Ницше на Горького сущностно, и в чём это влияние выражалось? Об этом - в следующей заметке. Продолжение следует  



Комментариев нет:

Отправить комментарий